Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.
Цель аттестации >
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.
Задачи аттестации >
Задачи аттестации:
стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.
Основные принципы аттестации >
Основными принципами аттестации педагогических работников является коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.
Порядок проведения аттестации педагогических работников >
Аттестация педагогических работников проводится на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение второй и первой квалификационных категорий. Квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в течение одного дня. На квалификационном экзамене педагогам предлагаются билеты, которые содержат задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе представленного опыта педагогической деятельности. Время выполнения задания – 2 академических часа.
Затем экзаменуемый в устной форме представляет спроектированный фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.
Оценивание предоставленного опыта педагогической деятельности и защиты спроектированного фрагмента педагогической деятельности проводится членами квалификационной комиссии в соответствии с утвержденными критериями и показателями.
Максимальное количество баллов за опыт педагогической деятельности – 16, за защиту спроектированного фрагмента педагогической деятельности – 16. Всего за квалификационный экзамен – 32 балла. Для сдачи квалификационного экзамена необходимо набрать 75% от максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов.
Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации (учителей)
Первая квалификационная категория | 1.Портфолио на бумажном и электронном носителях. 2.Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два). 3.Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора). 4.Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два). 5.Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно). 6.Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения). 7.Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем). 8.Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий. 9.Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.). 10.Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме). 11. Анализ работы с законными представителями обучающихся. 12.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения) |
Вторая квалификационная категория | 1.Отчет о результатах самообразования на бумажном носителе. 2.Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два). 3.Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора). 4.Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (один). 5.Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно). 6.Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения). 7.Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем). 8.Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий. 9.Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.). 10.Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме). 11. Анализ работы с законными представителями обучающихся. 12.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения). |
Высшая квалификационная категория | 1.Обобщение опыта собственной педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях. 2.Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два). 3.Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора). 4.Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два). 5.Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно). 6.Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения). 7.Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем). 8.Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий. 9.Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.). 10.Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме). 11. Анализ работы с законными представителями обучающихся. 12.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения). |
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности
Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – TimesNewRoman, размер – 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например, [7, с. 21].
Оформление литературы – согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь
Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.