Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школы — это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:
— с состоянием здоровья:
— занятия спортом;
— какими либо видами художественного творчества;
— неблагоприятной обстановкой в семье;
— задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
— педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
— проблема «улицы»; прогулы;
Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.
На данный момент основной проблемой учителя математики является подготовка слабоуспевающих учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Данное направление подразумевает работу с группой неуспевающих, иначе учителю будет очень трудно дифференцировать подготовку к решению задач различных уровней, если на дополнительных занятиях одновременно будет присутствовать весь класс. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике учащихся, затрудняющихся в изучении предмета, необходимо уделять особое внимание:
— восполнению пробелов базовых знаний;
— формированию индивидуального справочника учащегося;
— запоминанию основного перечня формул;
— отработке основных типов заданий по разделам и темам;
— отработке основных алгоритмов при решении задач базового уровня;
— рассмотрению комплексных заданий;
— отработка навыков анализа и интерпретации условия задачи;
— отработка навыков самостоятельного решения элементарных базовых задач;
— достижению базового уровня знаний согласно требованиям контрольных измерительных материалов.
Проблема неуспешности учащихся по геометрии в последнее время стоит наиболее остро, в связи с сокращением недельных часов на изучение данного предмета. При 2-х и 1-м часе геометрии в неделю учитель при подаче нового материала на уроке всегда стоит перед выбором: или ему рассмотреть теорему с доказательством, но тогда он не успеет уделить внимание даже самым элементарным задачам; или он вынужден доказательство теоремы оставлять на домашнее изучение (чего в принципе делать нельзя), а показывает, как применять формулировки теорем, признаков или свойств при решении задач. Естественно, в такой ситуации любой учащийся растеряется, у него возникнут затруднения как при доказательствах теорем, лемм, положений и т. п., так и при решении даже самых простых задач, а через постоянные затруднения, как правило, приходят «нелюбовь» к предмету и отсутствие мотивации в его изучении.
Специфика предмета «геометрия» в том, что без знания определений, формул и формулировок невозможно решение предметных задач. В связи с чем, необходимо уделять внимание восполнению пробелов в знаниях по геометрии у учащихся слабоуспевающих по предмету, отрабатывая при этом именно применение знаний при решении элементарных базовых задач (подстановка числовых данных в формулу, применение геометрических понятий, простейшие доказательства).
Математика относится к числу школьных предметов сложных для усвоения. Основная задача учителя заключается в том, чтобы убедить учеников, что каждый из них способен овладеть предметом. Именно, поэтому необходимо создать эту программу, которая поможет решить данную проблему.
Цель:
1. Выполнение Закона об образовании
2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся по математике и физике.
Задачи:
- Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
- Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.
- Реализация разноуровневого обучения.
- Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
- Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
Основополагающие направления и виды деятельности:
1. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
5. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений (Среда, суббота – 8.00-13.00).
6. Оформление документации:
— график индивидуальной работы со слабоуспевающими;
— программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;
— задания по ликвидации пробелов в знаниях;
— результаты тематического контроля знаний учащихся;
— отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
Прогнозируемый результат:
— ученик должен научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ;
— выполнять вычисления с натуральными числами и дробями.
— анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
— читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задачи.
— вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв.
— решать простейшие уравнения и неравенства на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.