Важно!
О типах темперамента и профессиях
Меланхолики. Быстро устают при высоких нервных напряжениях, склонны к обморокам. Вялы в речи и движениях. Сильно переживают по самым незначительным поводам. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удается избежать неприятного разговора, хотя цель при этом и не достигнута.
Холерики. Прямая противоположность меланхоликам. Наступательный характер, всегда идут навстречу трудностям. Любые переживания ведут к действию. Мягких замечаний не воспринимают, жесткие — приводят к бунту. Плохо воспринимают юмор, особенно шутки на свой счет. Главные нарушители дисциплины. Лучший способ справиться с холериком — постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.
Сангвиники. Гиганты нервной системы. Оптимисты. Меньше всех болеют, мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Речь и движения почти так же быстры, как у холериков, но чувства не бурные, быстро меняющиеся. Как правило, хорошие работники. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать — тогда он горы сдвинет.
Флегматики. Сильная уравновешенная нервная система. Чувства постоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размеренные. Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени «встряхивать»: устроить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше — для других. Меланхолики — это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы.
Холерики — великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники.
Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники — хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.
Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Однако пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной ими профессии. Во-первых, чистыми холериками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного; определить точно «кто есть кто?» может только специалист после тщательного обследования. Во-вторых, если «все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны», как справедливо заметил Проперций, на что же тогда человеку сила воли? С ее помощью люди неоднократно совершали, казалось бы, невозможное. Всякий человек есть творец своей судьбы. Эти слова Саллюстия тоже не вредно запомнить.
Двое в одной «лодке». Джером К. Джером такого не писывал. Его больше привлекали «Трое в одной лодке, не считая собаки». Но в жизни двое — это супружеская пара, космонавты на борту «Мира», ловкие напарники во многих видах работ… Словом, двое — это самый маленький коллектив. И вот, оказывается, далеко не все равно, кто они, эти двое, какие у них темпераменты.
Психологи выяснили, что два меланхолика — отличные партнеры в работе. Зато соединение холерика с меланхоликом — ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик — человек несдержанный, он может и накричать. А чем это может кончиться для меланхолика, прекрасно показано хотя бы в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Два холерика яростны в работе, как (да простится мне такое сравнение) пара норовистых лошадей. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу.
Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия хорошо срабатываются со всеми. А вот сангвиники не могут ужиться с меланхоликами и холериками.
Холерики кипят, меланхолики расстраиваются — сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние и гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь…
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ И СДАТЬ ИХ?
Подготовка к экзамену
- Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради и т.п.
- Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
- Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня ты будешь делать, какие именно разделы и темы рассмотришь и повторишь.
- Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно ты войдешь в рабочий ритм, и дело пойдёт.
- Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
- Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их удобно использовать при кратком повторении материала.
- Готовясь к экзаменам, никогда не думай, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
- Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
- Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает одной последней перед ним ночи. Это не правильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
- В школу перед экзаменом ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до его начала. При себе нужно иметь несколько (про запас) гелиевых ручек с черными чернилами.
Во время экзамена
- В начале вам сообщат необходимую информацию. Будь внимателен!
- Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоей работы.
- Начни с легкого! Начни решения тех задач (ответа на те вопросы), в знании которых ты не сомневаешься, не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.
- Читай вопросы и задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задачи «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких задачах.
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведённого времени пройтись по лёгким вопросам (задачам) («первый круг»), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе в начале пришлось пропустить («второй круг»).
- Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
- Не паникуй! Самое главное — успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!
Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии
- Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
- Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
- Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
- Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
- Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
- Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
- Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
- Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии.
- Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
- Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.
Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе:
- свои интересы к профессии,
- свои способности,
- свои склонности,
- степень профессиональной пригодности.
Полезно знать
10 заповедей для родителей!
Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
Читать>>
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Как бороться со страхами
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов.
Читать>>
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Психолог- родителям. «Буллинг в школе: в чем причины и как помочь?»
Буллингом часто теперь называют агрессивную психологическую и физическую травлю одного ребенка другим ребенком или группой детей, являющуюся проявлением детской жестокости. Буллинг начинает всегда кто-то один, а затем к нему присоединяются другие.
Читать>>
Если жертва не сопротивляется, и учитель не пытается остановить травлю, никто не вступается за страдающего ребенка. Ребенок-жертва испытывает чувство безысходности, одиночество, боль, а в классе возможное на первых порах сочувствие к нему меняется на равнодушие и раздражение. Объектом буллинга могут быть даже сильные школьники, если на них давит группа одноклассников или других детей. Часто жертвы сами неосознанно провоцируют нападающих. Например, их неопрятный внешний вид, повышенная чувствительность и ранимость, явно выражаемое внимание учителя как к своему любимчику, разительное отличие в чем-то от одноклассников. Однако в школах, где заботятся о воспитании человеческого достоинства, буллинг встречается редко.
Субъекты буллинга – это учащиеся, которых называют буллерами. Именно они выступают носителями длительных агрессий, направленных на других учащихся. Буллерами становятся учащиеся, у которых нет уважения к родителям или взрослым. Им часто не хватает внимания и понимания. Они выплескивают тоску по родительской любви, которой у них нет. Своими действиями они пытаются привлечь к себе внимание. Как правило, большинство буллеров имеют нарциссические черты характера, не имеют чувства собственного достоинства и самоутверждаются за чужой счет. Предрасположенность стать буллером – это проявление эгоизма, агрессии, расстройства психики
Профилактика буллинга может помочь снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».
Признаки буллинга
Три существенных признака буллинга: неравенство сил, повторяемость, неадекватно высокая чувствительность жертвы. Буллинг включает четыре компонента: агрессивное и негативное поведение, которое осуществляется регулярно, происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью и является умышленным.
Основные формы буллинга
1) Физический школьный буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои, иные телесные повреждения; действия сексуального характера (сексуальный буллинг)).
2) Психологический школьный буллинг (насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность).
Разновидности психологического буллинга:
– вербальный буллинг (где орудием является обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
– обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в ее направлении);
– запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
– изоляция (жертва умышленно изолируется, или игнорируется частью учащихся или классом);
– вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
– повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабеж, прятанье личных вещей жертвы);
3) Кибербуллинг (жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Кибербуллинг – это виртуальный буллинг, который отличается анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Для кибербуллинга не нужны крепкие мышцы или высокий рост, необходимы лишь технические средства, время и желание кого-то терроризировать.
Особенности участников буллинга
В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы, преследователи.
Последние – это дети, которые под руководством зачинщиков осуществляют травлю жертвы. Могут быть и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием не препятствуют травле. Иногда среди одноклассников находятся защитники жертвы. Подчас появление защитника способно в корне изменить ситуацию, особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются. Однако довольно часто защитник жертвы сам становится изгоем.
Причины превращения в преследователей:
– стадное чувство (все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул)
– надежда заслужить расположение лидера в классе;
– участие в травле от скуки, ради развлечения;
– страх оказаться в таком же положении или боязнь пойти против большинства;
– самоутверждение, реванш за свои неудачи в чем-то другом (дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников).
Характеристики потенциальных преследователей:
– несамостоятельность, подверженность влиянию окружающих, безынициативность;
– конформизм, стремление следовать правилам в группе;
– неспособность признавать свою ответственность за происходящее, перекладывание вины на других;
– подверженность жесткому контролю со стороны старших, прежде всего, родителей, как правило, очень требовательных, склонных применять физические наказания;
– эгоцентричность и непрогнозирование последствий своего поведения (Я и не подумал об этом);
– неуверенность в себе, «дружба» с лидером в классе, трусливость и озлобленность;
– групповая жестокость (закон толпы).
Зачинщики. Это инициаторы школьного буллинга: обычно один-два человека в классе, инициирующие травлю часто из-за того, что им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников, которого они начинают дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли.
Наблюдатели. Это основная масса детей в ситуации школьного буллинга, которые нуждаются в серьезной помощи, так как испытывают чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия, чувство вины, что не вступились или не присоединились к буллингу, что делает их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.
Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные, не способные постоять за себя, лишенные настойчивости, не умеющие демонстрировать уверенность и отстаивать ее, не способные спрятать свою незащищенность и провоцирующие повторение инцидента со стороны зачинщика. Самая вероятная жертва – учащийся, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его: краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы.
Рекомендации по психопрофилактике и коррекции буллинга
Проявлять интерес к делам ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним, как себя ведет ребенок в классе, после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Симптомы, свидетельствующие о том, что в классе ребенка отвергают
Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; возвращается из школы подавленным; часто плачет без очевидной причины; никогда не упоминает никого из одноклассников; очень мало говорит о своей школьной жизни; не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу; одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Как повысить авторитет ребенка в кругу одноклассников:
– убедить не бояться одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
– наладить контакты с учителями и одноклассниками;
– участвовать в классных мероприятиях;
– приглашать одноклассников ребенка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
– повышать самооценку ребенка;
– при завышенной самооценке ребенка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и
достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чем-то другом;
– помочь ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
– если ребенок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;
– не показывать свой страх и слабость перед буллером, и вместо слез и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них;
– не настраивать ребенка против школьных мероприятий, даже если они кажутся ненужными;
– не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
– учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры;
– не выбрасывать свой негатив в киберпространство, посоветоваться со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения;
– создавать собственную онлайн-репутацию, не покупаться на иллюзию анонимности;
– хранить подтверждения фактов нападений;
– немедленно обращаться к родителям и учителям за советом при травле в киберпространстве, а старшим детям сохранять или распечатывать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время;
– игнорировать единичный негатив: «Лучший способ борьбы с неадекватами – игнор».
Рекомендации родителям «Помощь выпускникам при подготовке к экзаменам и централизованному тестированию»
Читать>>
Самое сложное сейчас для вашего ребенка — заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать все что угодно — лишь бы к нему не готовиться. В это время он(а) могут припомнить давно позабытые и отложенные дела, вспомнить, что давно не звонил(а) тому-то, можно отвлечься под предлогом, что пора бы и перекусить, можно проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (съездить на рынок, починить полку, подмести пол…) — в общем все что угодно, лишь бы отдалить момент когда придется сидеть с книжкой/тетрадкой над столом и готовиться.
Совет: помогите ему установить для себя норму проштудированной литературы, выученных билетов (вопросов) на день, неделю. И можете ненавязчиво контролировать, если видите, что не справляется предложить свою помощь.
Помогите соблюдать режим дня (Хотя бы в одно время ложиться и вставать).
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования (экзамена). Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Видеоролик «Родители! Берегите детей от опасных связей, не позволяйте запятнать их жизнь!»
Смотреть>>
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАРКОТИКАХ: ФАКТЫ, КОТОРЫЕ ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ
- Зависимость от наркотиков может возникнуть с первого раза. Недопустима даже однократная проба наркотика! Наркотики очень коварны.
- Зависимость от наркотиков бывает 2 видов:
Психическая зависимость — это состояние, при котором чувство удовлетворения, вызываемое потреблением наркотиков, требует периодического повторения, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта. Проще говоря, в ходе осознанного потребления наркотиков человек привыкает получать удовольствие, либо «отключаться» от проблем, снимать напряжение, стресс и т.д.
Физическая зависимость — это состояние, когда прекращение приема какого-либо средства вызывает интенсивное физическое расстройство организма (абстинентный синдром). Наступает момент, когда употребление наркотиков становится необходимым для деятельности центральной нервной системы и ряда внутренних органов, несмотря на нежелание их приема.
- Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.
- Наиболее критичный возраст, когда чаще всего употребляют или экспериментируют с наркотиками — 14 лет.
- По типам происхождения наркотики бывают: естественного или природного происхождения; синтетического происхождения, а точнее производства. Основные из них – метадон, кодеин, дезоморфин, фентанил).
- Новые виды наркотиков искусственно синтезированы и практически не изучены. Доказано, что они обладают более серьезным разрушающим действием на организм и психику. Зачастую они вызывают более быстрое привыкание, чем природные. Также их себестоимость очень низкая, соответственно цены на них невысокие по сравнению с ценами на такие наркотики, как героин или кокаин, что и повышает их популярность.
- Современные наркотики обычно употребляются в двух формах – курительные смеси и так называемые соли. От них очень быстро формируется зависимость, и в результате их приёма часто развиваются тяжёлые психотические состояния с бредом и галлюцинациями.
- Новый тренд у молодежи – аптечная наркомания, когда дурманящий эффект достигается путем употребления большого количества препаратов, которые есть у каждого дома (парацетамол, триган, любые другие обезболивающие, корвалол, спиртовые настойки и др.).
Будьте внимательны к детям! Замечайте любые изменения в их поведении! Обращайтесь к специалистам при малейших подозрениях на употребление психоактивных веществ!
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Знаете ли Вы, что 9 из 10 наркоманов практически неизлечимы? Многие из них не доживают до 40 лет. Подавляющее большинство употребляющих наркотики (свыше 80%) – молодые люди в возрасте 18-30 лет. Но, к сожалению, всё чаще наркотики начинают употреблять подростки. У малолетних наркоманов зависимость возникает намного быстрее, а разрушительное действие наркотиков выражено еще сильнее.
Разрушительное влияние наркотиков на организм человека не является секретом ни для кого. Последствия приема наркотиков присутствуют абсолютно во всех системах и органах наркомана и многие из этих изменений необратимы. Иногда даже однократное употребление наркотического средства может иметь трагические последствия. А главной опасностью наркотиков считается то, что после нескольких приемов наркотических средств развивается зависимость.
Вред наркотической зависимости проявляется не только на уровне эмоций и психики, но и на физическом состоянии человека, человек нуждается в медикаментозном лечении. Снижается иммунитет, учащаются заболевания.
Вред наркотиков для человеческого мозга. Наибольший вред наркотическое вещество наносит именно мозгу человека. Вред от употребления наркотиков можно увидеть практически сразу – наркотик попадает в мозг и его функционирование нарушается. Мозг больше не может работать как раньше, поэтому человек начинает принимать наркотические вещества снова и снова, развивается стойкая зависимость.
Влияние наркотиков на сердце. Разрушительное влияние наркотиков на организм человека сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы. Организм недополучает кислород и впадает в состояние гипоксии, которая вызывает дистрофию сердечной мышцы.
Влияние наркотиков на систему пищеварения. Большинство наркотических веществ отрицательно влияет на аппетит, в связи с этим все наркоманы имеют пониженный статус питания, вплоть до полного истощения.
Влияние наркотиков на психику. Любые наркотические вещества вызывают зависимость, именно в этом главное разрушительное влияние наркотиков на психику человека. Наркотики могут стимулировать развитие психических заболеваний, таких как шизофрения.
Роль родителей в раннем предупреждении наркомании очень важна. Если вы уверены, что ребенок достаточно зрел для обсуждения данной темы, доверительно обсудите с ним опасность и негативные последствия употребления наркотиков, учитывая возраст ребенка.
ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ/РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОДРОСТКОМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Употребление наркотиков остается, к сожалению, актуальной проблемой современного общества. Очень важно, чтобы взрослые знали основные признаки, по которым можно определить употребление подростками запрещенных веществ, и могли вовремя обратиться к специалисту для оказания необходимой помощи.
Физиологические признаки. Употребление любых наркотиков в любом случае сказывается на физическом состоянии человека, поэтому в первую очередь следует обратить внимание именно на физиологические признаки: болезненные глаза, нарушение режима сна, сбои в работе организма, нарушение аппетита, снижение веса, хронический кашель.
Психологические признаки. Физиологические признаки употребления наркотиков не всегда могут быть заметны, ведь любой организм индивидуален, а некоторые из них и вовсе можно скрыть. Поэтому необходимо обращать внимание не только на изменения в организме, но и на психологическое состояние ребенка: скрытность, перепады настроения, повышенная агрессия, утрата интереса к жизни, чрезмерно длительная активность, или замедленная реакция.
Также взрослые могут заметить: неряшливость во внешнем виде, резкая смена планов под предлогом срочных дел, о которых подросток не может рассказать, использование в речи специфических сленговых слов, попытки скрыть содержание своих телефонных разговоров, приложения в смартфоне, предусматривающие шифрование сообщений; смена окружения — новые неизвестные друзья, повышенная склонность держать в секрете вопросы, касающиеся денег; исчезновение из дома денег и ценных вещей, снижение концентрации внимания, ухудшение успеваемости, снижение эмоциональной теплоты в социальных контактах; отсутствие сопереживания другим людям.
Обратите внимание! Некоторые признаки характерны для разных ситуаций подростков в переходном возрасте. Не делайте категоричный вывод только исходя из совпадения 1-2 признаков. Обязательно тактично и мягко поговорите с ребенком о своих опасениях.
Важно понимать, что наркотики в подростковом возрасте могут не только повлечь за собой негативные последствия для здоровья, но и стать причиной привлечения к уголовной ответственности. Подростков могут использовать в преступных целях в сфере незаконного оборота наркотиков (закладчики, трафаретчики, курьеры, спортики).
Что еще должно насторожить взрослых?
- Появление у ребенка большого количества денег без причины: новые дорогие вещи, одежда.
- Использование специальных приложений, которые позволяют накладывать координаты на фото. Так называемые криптографические мессенджеры – VIPole, Jabber, WeChat, Signal.
- Браузеры в смартфоне с функцией шифрования данных (например, TOR).
- Наличие у ребенка таких вещей, как зип-пакеты, изолента, мелкие магниты – все это используется для закладок.
- Большое количество фотографий в телефоне с участками местности: лавочки, деревья, детские площадки.
- Наличие банковских карточек для вывода денег. Карта может быть оформлена как на ребенка, так и на другого человека.
- Частые прогулки в вечернее время в лес или парк.
- Грязная обувь, одежда в следах от аэрозольных баллончиков. С помощью них можно наносить «рекламу» наркомагазинов по всему городу (так действуют так называемые «трафаретчики»).
Будьте внимательны к детям! При обнаружении даже незначительных признаков следует принять меры и предотвратить трагические последствия!
ПРИЧИНЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В последнее время растет количество случаев зависимого (аддиктивного) поведения среди подростков. Современный подросток становится всё более зависимым. Чаще всего речь идет о психоактивных веществах (алкоголь, курение, наркомания), компьютерной, игровой зависимости. По данным исследований чаще всего подвержены зависимостям подростки от 11 до 17 лет.
Невозможно выделить однозначные причины зависимого поведения. Часто это сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды:
- нарушения семейного воспитания, невнимание родителей к ребёнку,
- семейные ссоры,
- пренебрежение ребёнком и его проблемами,
- гиперопека,
- авторитарный стиль воспитания,
- зависимое поведение родителей,
- нестабильность, незрелость личности,
- трудности с самоидентификацией и самовыражением в подростковом возрасте.
Период переходного возраста – сложное время, и если подросток не находит поддержки и доверия в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то стремление подростка к взрослости может привести к плачевным последствиям.
Профилактика вредных привычек гораздо результативнее, чем борьба с ними. Поэтому будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. Следите за тем, чем занимается ваш ребенок, проводите с ним больше времени, чаще разговаривайте по душам. Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Будьте примером для ваших детей!
Поговорите с ребенком о негативных последствиях зависимостей, не используя запугивания и назидательного тона. Научите подростка говорить «нет», в ситуациях, когда он может столкнуться с предложением попробовать запрещенные вещества. Демонстрируйте уважение к подростку как к личности, не лишайте его самостоятельности, дайте ему возможность принимать решения в тех вопросах, с которыми он вполне может справиться. Поощряйте занятия ребенка спортом и сами ведите здоровый образ жизни.
Любые виды зависимого поведения у детей – это крик о помощи. Поэтому, обнаружив у своего ребенка признаки зависимого поведения, важно задуматься о причинах происшедшего и при необходимости обратиться к специалистам.