Средняя школа № 33 г. Могилева – динамично развиваюшееся учреждение образования, в котором сохраняются лучшие традиции прошлого, при этом накопленный опыт синтезируется со стремлением к современному и инновационному будущему. Это не просто школа, где постигают основы наук и хочется учиться, это школа, где развивают стремление быть успешными. Успех в нашем учреждении образования обязательное условие, девиз повседневной жизни.
Позитивный имидж нашей школы подтверждают:
— ежегодное удержание лидирующих позиций в социально-экономическом развитии среди учреждений образования г. Могилева;
— неординарные учащиеся, стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь, победители Республиканской олимпиады по учебным предметам, победители интеллектуальных и творческих конкурсов республиканского и международного уровней, победители спартакиад;
— креативные педагоги, победители республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь»: учитель русского языка и литературы Сарапулова Т.Б. (2018), учитель музыки Гончарова Л.Н. (2020); победитель конкурса «Лучший по профессии» Крутолевич Н.Н., победители фестиваля «Призвание – педагог» Шкурко К.В. (2023), Рубанова А.В.(2020), победитель фестиваля педагогического мастерства классных руководителей Вододохова С.Н. (2024);
— призовые места в конкурсах учебных кабинетов: математики, химии, географии, трудового обучения, музыки.
Есть школы, в которые идут с радостью, а наша школа, из которой не хотят уходить, потому что здесь получают среднее образование высшего качества.
Не открою Америку, если скажу, что позитивный имидж образовательного учреждения в основном определяют его самые креативные педагоги, самые неординарные учащиеся и, соответственно, успехи и тех, и других. Если школа имеет давние традиции творческой специализации, то такая зависимость проявляется в большей степени, и имидж в этом случае выступает конечным результативным продуктом творческой деятельности.
Школа гордится своим работоспособным, сплоченным и профессиональным трудовым коллективом – командой единомышленников, где преобладают отношения партнерского сотрудничества, уважения и доверия.
Миссия школы заключается в создании такого пространства, в котором максимально реализуются возможности каждого ученика как залог его успешной социализации.
Преемственность детского сада и школы
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать формы деятельности, не всегда похожие на прежние, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Успехи ребёнка в школе во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития его познавательных интересов и познавательной активности.
Школьный музей имени Н.Ф. Королёва
Одной из достопримечательностей нашей школы является музей имени Николая Филипповича Королева. Музей был открыт в мае 1986 года. Он занимает отдельное помещение. В музее собрано достаточное количество документальных и вещественных материалов, посвященных Великой отечественной войне в целом, а также жизни и деятельности Героя Советского Союза Николая Филипповича Королева. Экспонаты музея систематизированы по темам, расположены на специальных стендах и стеллажах. Это помогает посетителям окунуться в атмосферу военного времени.
Гимн школы
Знаниям, разуму славу поём.
Души вверяем, сердца отдаём.
К свету ведите и дайте найти
Верные в жизни нашей пути.
Вам, наши музы, мы славу поём,
Души вверяем, сердца отдаём.
Нас вдохновляете, дарите, как вновь,
Веру, надежду, нашу любовь.
Мы Беларуси славу поём,
Души вверяем, сердца отдаём.
Пусть же над нами сияет всегда
Мира, свободы, счастья звезда!
45 лет, расписанных по нотам
Уютный дворик, который утопает в зелени деревьев. Много дорожек, по которым ежедневно проходят разные люди. Кто-то прогуливается, наслаждаясь тишиной, кто-то спешит на работу. И почти для каждого из них эти дорожки давно стали родными и до боли знакомыми, потому что все они ведут к зданию, на котором большими буквами написано: « ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ». Конечно же, это наша любимая школа № 33. Она имеет свою историю, свои традиции, свои победы и достижения. А самое главное – преданных друзей, благодарных за всё, что им удалось получить в этом чудесном месте.
Мы начинаем наш рассказ и очень надеемся, что всем будет интересно побольше узнать о том, какой путь прошла школа за 45 лет и чем живёт сегодня.
Средняя школа № 33 была открыта в 1979 году, а уже в 1980 она радушно распахнула свои двери как общеобразовательная с музыкально-хоровым уклоном. В мае 1986 года в стенах учебного заведения начал функционировать музей им. Н.Ф. Королёва. В настоящее время это государственное учреждение образования со статусом юридического лица. Такое серьёзное, строгое название. Но, познакомившись поближе, пройдя по коридорам, кабинетам, заглянув в библиотеку, пообщавшись с обитателями, делаешь вывод: это не просто учебное заведение, и слова «второй дом» – это не просто выражение, а самая суть того, что здесь происходит. И истинный смысл слов одной песни становится ясным и понятным:
Школа смотрит добрыми глазами,
И сияет взгляд от чистоты,
Наполняет небо голосами,
Украшает красками холсты.
С самого начала объяснила нам,
Что душа дороже серебра,
Наша школа самая любимая –
Колыбель искусства и добра.
Стоим и думаем: «Куда же нам пойти? С чего начать?» Ответ пришёл сам, когда услышали задорный смех и радостные возгласы детишек. Как стайка маленьких воробышков прыгали они возле своих родителей в ожидании чего-то. Или, может, кого-то? Увидев направляющегося к ним учителя, воробышки полетели навстречу и, взявшись за руки, степенно пошли за своим наставником. И мы потихоньку следуем за ними и оказываемся в начальной школе. Здесь есть на что посмотреть.
Начинаем нашу экскурсию с «Этнографической хатки». Переступив порог, сразу погружаешься в атмосферу далёкой старины. Каждый предмет помогает представить, как жили наши предки. Тебя обволакивает каким-то теплом, и, кажется, сейчас ты услышишь голос бабушки, которая поёт тебе колыбельную или рассказывает волшебную сказку. Детям очень нравится здесь бывать, и это радует. Значит, есть интерес к своим корням, значит, и своим детям они будут это передавать.
Идём дальше и попадаем в «Зимний сад», созданный руками педагогов, родителей и самих учащихся. Вот так начинается экологическое воспитание: с заботы о своих цветочках, о своих рыбках. Так дети учатся беречь природу и начинают неосознанно постигать смысл фразы, с которой они познакомятся, читая Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Ведь с маленьких поступков начинаются большие дела.
Пройдя по кабинетам начальной школы, понимаешь, что здесь созданы все условия для того, чтобы учиться было интересно, весело и легко. Каждый из них имеет свою тематическую направленность. Вот, например, кабинет, где создан уголок безопасного поведения, на стендах которого в доступной форме даются жизненно важные для каждого ребёнка понятия. У этого уголка проводят занятия со всеми учащимися начальной школы.
А кто же такие маленькие воробышки, по следам которых мы очутились здесь? А это воспитанники группы «Фунтик», будущие первоклассники, которые хотят прийти в школу готовыми к труду и учёбе. А «фунтиками» они становятся после того, как успешно пройдут обучение в школе раннего развития «Гениальный малыш», куда их, в возрасте 3-4 лет, приводят родители.
Так что можно с уверенностью сказать, что в начальной школе выстроена серьёзная работа по привлечению детей к обучению именно в нашей школе. И без ложной скромности добавим: эти группы пользуются популярностью у жителей не только нашей микрозоны.
А мы перемещаемся в другое крыло школы, где наши учащиеся продолжают постигать науки и проживают, может быть, самое важное в своей жизни время – время подготовки к выбору своей дороги на всю жизнь.
Высоки и помыслы и чувства
И бегут твои ученики
В храм благословенного искусства
Быстрой стайкой наперегонки.
Это дверь, открытая для каждого,
И, покуда вертится земля,
Самое заветное и важное
Открывают нам учителя.
И делать эти открытия помогают, в том числе, и оборудованные современными техническими средствами кабинеты. Школа может похвастаться не одним кабинетом, занявшим призовые места в различных конкурсах, где работа оценивалась по многим критериям. Это кабинеты математики, химии, географии, трудового обучения, музыки. Планка задана высокая, и остальные кабинеты модернизируются в соответствии с новыми компетенциями.
Репродукции картин и литографии известных художников можно увидеть только в музеях и художественных изданиях? Вовсе нет. У нас тематическая выставка со сменной композицией работает в кабинете математики.
Красочные информативные стенды есть в каждом кабинете. Они помогают решать не только обучающие задачи. Карта «Химическая промышленность Беларуси» во всю стену в кабинете химии обязательно привлечёт внимание и заставит задуматься о мощи нашей страны и её научном потенциале.
Все мы знаем, что школа не только обучает, но и, самое главное, воспитывает. Когда-то Лев Толстой сказал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». И наши педагоги, красиво и грамотно собрав знания, как ноты прекрасной мелодии, умеют это делать.
Ежедневно, ненавязчиво дети получают полезную информацию, учатся дружить, любить, сопереживать. Особую роль в этом играет 6-ой школьный день. Кто-то может сказать, что это лишнее, это загружает детей, не даёт им отдохнуть. Но все эти возражения разбиваются, когда видишь, с каким азартом и интересом ребята принимают участие в мероприятиях. Работа построена таким образом, что реализует все направления воспитательной работы, прописанные в ИМП. Педагог, наблюдая за своими воспитанниками, сам решает, что важнее всего «здесь и сейчас». Многие дети посещают библиотеки, музеи, театры, к сожалению, только со своими учителями. Выездные экскурсии знакомят с нашей Родиной. Именно благодаря им воспитывается чувство гордости за свою страну, пережившую страшные годы Вов, но не сломившуюся, а, наоборот, набравшую силы для расцвета и развития.
Работа коллектива не осталась незамеченной. Действующий в школе проект «Суббота – творческая мастерская семейного досуга» на Республиканском конкурсе проектов по организации 6-го школьного дня был отмечен дипломом 1 степени.
Одним из самых важных направлений воспитательной работы является сохранение здоровья наших детей. И что, если не спорт, более всего способствует этому. Спортивный зал никогда не пустует, особенно в субботу. Соревнования, спортландии, в которых с удовольствием принимают участие и родители, помогают не только укрепить здоровье, но и сплотить детей с одноклассниками и родителями. В такие моменты, как никогда, понимаешь, что такое команда и чего можно добиться, если мы вместе.
«В здоровом теле – здоровый дух» – все слышали эту фразу. Здоровый дух воспитывается книгами, личным примером, беседами, путешествиями, а вот здоровое тело – это спорт и питание. Это ещё один вопрос, которому в нашей школе уделяется большое внимание. Ежегодно проходит неделя «Здоровое питание – здоровая нация», в рамках которой классные руководители проводят различные мероприятия. Информация, подготовленная для детей с учётом их возраста, занятий помогает пересмотреть отношение к такому важному моменту в жизни каждого человека, как питание.
Мы опять стоим в вестибюле. Всё удалось увидеть? Наших ушей коснулась прекрасная мелодия. Что это? Откуда? А это из актового зала. Там проходит очередная репетиция одного из коллективов. Вы помните, что у нас не обычная школа, а школа, где с момента её основания и по сей день есть музыкально-хоровое направление. И нам в этом плане очень повезло. Наши дети поют и танцуют, играют на различных инструментах. А это очень помогает и в образовании, и в воспитании. Ещё З. Бядуля сказал: «Какая мощная поддержка идёт от тебя, искренняя и святая песня. Ты исцеляешь …ты облегчаешь наш труд … Слышит тебя душа и радуется, поднимаясь вместе с тобой к светлому небу».
Талантливые педагоги воспитывают талантливых детей. В школе созданы и работают 8 творческих коллективов, три из которых гордо носят звание «образцовый»: академический хор «Кантилена», шоу-группа «Акварель» и ансамбль народной песни «Танок».
Каждый может найти для себя что-то близкое, интересное и с удовольствием этим заниматься, перенимая мастерство своих учителей.
Ты даришь звуки,
Ты даришь краски,
И оживают детские сказки.
От классики до рок-н-рола:
Всё дарит любимая школа.
Для того, чтобы «детские сказки оживали», нужно упорно трудиться. А где же это происходит? Поднимаемся по лестнице на третий этаж, где в кабинетах созданы все условия, чтобы мастерство музыкантов развивалось и оттачивалось на самом высоком уровне. Тут проходят серьёзные занятия по сольфеджио, постановке голоса, обучению игре на фортепиано, скрипке, аккордеону и духовых инструментах. Настоящий профессионал должен владеть нотной грамотой, чтобы воспроизводить и создавать произведения искусства.
Обучаясь по разным направлениям, ребята достигают высоких результатов. В нашей школе есть лауреаты премии специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодёжи.
Мы видим, какая работа проводится в школе по всем направлениям, сколько душевных и материальных затрат потребовалось, чтобы создать это. Но ни один, даже самый супер-оснащённый, кабинет не научит, если рядом не будет человека, который поможет, направит в нужное русло, объяснит, подскажет – учителя.
Конечно же, каждая школа славится, прежде всего, своими учителями, ведь именно от них зависит, насколько успешными будут их дети.
Наши учителя умеют работать и подтверждают это, принимая участие в различных конкурсах, где демонстрируют своё педмастерство. И не просто участвуют, а, самое главное, побеждают. Не каждая школа может заявить, что у них работают победители самого престижного конкурса, республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь». А мы можем: 2018 год учитель русского языка и литературы Сарапулова Т.Б. получила диплом лауреата заключительного республиканского этапа, 2020 год учитель музыки Гончарова Л.Н. – победитель областного тура. «Лучший по профессии» (Крутолевич Н.Н.,), «Призвание педагог» (Шкурко, Рубанова А.В.), фестиваль педагогического мастерства классных руководителей – Вододохова. Присуждение специальной премии Могилёвского облисполкома за высокие проф.достижения в соц.сфере – Роголева А.В. (2011),
Но не только талантливыми учителями гордится школа, а ещё и успешными ребятами, которые, перенимая многое у своих наставников, покоряют одну вершину за другой.
Зорин Даниил, Гарбузова Карина, Лаппо Арина – победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам «Математика», «Трудовое обучение», «Беларуская мова» и «Беларуская лiтаратура». Много времени, сил, терпения и, конечно же, своих знаний подарили им педагоги Гутова О.М., Крутолевич Н.Н., Селифонтова Л.В.
Целым калейдоскопом побед на конкурсах, фестивалях по праву гордятся педагоги музыкальных дисциплин и их, не побоюсь этого слова, звёздочки. Громко заявили о себе наши воспитанники на мероприятиях как республиканского («Маладыя таленты Беларуси», «Здравствуй, мир», «Спяваем разам», «Звездочёт»), так и международного («Творчество без границ», «Хрустальный голос», «Музыка в сердце», «Хрустальная часовня на белой Руси», «Золотая пчёлка», «Магутны Божа», «Grand Festival», «Мосгаз зажигает звёзды», «Славянский хоровод», «Мир – Музыка и Развитие», «Звучит Москва») уровня.
Нашей школе 45 лет – 45 лет, расписанных по нотам. Ноты – это лишь искусство записывать идеи, главное – это иметь их. И у нас они есть. Девизом целого коллектива учителей можно назвать слова, сказанные когда-то В. Гюго: «Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в неё жизнь – хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в неё чувство правды – ещё лучше».
45 лет поиска, развития, усовершенствования, создания своей, ни на что не похожей, мелодии. И что же мы получаем в итоге? Ответить на этот вопрос не составляет труда: «Среднее образование высшего качества!»